О книге Джулии Кэмерон «Долгие прогулки»

10.02.2016 →

«Продолжай идти! — это хороший совет, какой бы ни была ваша проблема, будь то неподдающийся сюжет или серьезный личностный конфликт. У американских индейцев есть обряд «поиска видений», у австралийских аборигенов — традиция долгих прогулок в уединенных местах. И тем и другим известно, что прогулка «прочищает» ум, который в нашей культуре ошибочно считается средоточием мудрости, а не источником проблем.»

JuliaSeries_Walking

Книга «Долгие прогулки» (Walking in This World) впервые была опубликована в 2001 году и переиздана в 2003. На русском языке вышла в 2015 в переводе Сергея Филина (издательство «МИФ»). Основное отличие «Долгих прогулок» от книги «Путь художника» в том, что Джулия Кэмерон добавила еще одно ключевое задание к уже имеющимся двум: обязательная прогулка. Напомню, что первые два задания, утренние страницы и творческое свидание, обязательны при работе с курсом и имеют определенный эффект. Прогулки несомненно хороши и вполне логичны, они позволяют настроится на более медленное течение жизни и благодаря этому, расслабиться и впустить в себя творческий поток. Многие известные писатели много гуляли, у Чарльза Диккенса, например, обязательная 4-ехчасовая прогулка входила в распорядок дня.

Лично у меня прогулки были всегда, насколько я себя помню, я всегда старалась гулять, и за это время ко мне приходили многие творческие идеи, варианты решения проблем, если были в жизни сложные моменты, то после долгой прогулки я начинала видеть, как можно с ними справиться.

О пользе и роли прогулок можно услышать из первоисточника, в этом видео — небольшое интервью Джулии Кэмерон «Walking»

Книга разделена на 12 глав, каждая их них посвящена работе над определенным чувством, связанным с творчеством.

1) Итак, первая глава и первая неделя посвящена чувству оригинальности истока

Здесь стоит сделать небольшое отступление и бросить камень в огород переводчика. В оригинале название первой главы следующее: Discovering a Sense of Origin, где origin переводится как «начало, исток, исходная точка», т.е. более правильный перевод: «Раскрываем чувство истока». В этой главе Джулия Кэмерон ничего не пишет об оригинальности, но много пишет о начале творчества и первых шагах.

«Избегая творческого начала мы избегаем себя. Открывая свое творческое начало, мы открываем себя — ровно в тот самый момент.»

Основная идея этой главы — вдохновить читателя начать заниматься творчеством. Не важно, сколько вам лет, в каких условиях и где вы живете и какие у вас амбиции, главное — начать: «Место для творчества есть в любой жизни, какой бы насыщенной событиями и людьми или, наоборот, скучной и пустой она ни была. Мы и есть те препятствия, на которые ссылаемся.»

После того, как первый шаг сделан, нужно продолжать делать маленькие шаги в ту же сторону: «Если мы продолжаем делать маленькие шаги, тем самым снижая то, что принято называть большим риском, к моменту, когда риск окажется у наших дверей, он обернется очередным следующим шагом: маленьким, выполнимым, важным, но не драматическим.»

Очень важно, по мнению автора, дать себе обещание, например, играть только ту музыку, которая нравится. Это может послужить первым шагом: «Воображение нелинейно. Оно нуждается в шаге за пределы привычного времени и места.»

2) Вторая глава посвящена чувству пропорции.

В этой главе автор призывает нас понять масштаб своей личности, несмотря на то, что культура и воспитание нам совершенно не помогают в этом: «Мы, художники, часто оказываемся в положении гадкого утенка. Мы растем в семьях, где нас считают «странными», — и постепенно сами начинаем так к себе относиться». Автор пишет о том, что не нужно бояться назвать себя художником или писателем, ведь таким образом вы сами определяете себя. А после того, как вы определите себя, следующая ступенька — «стать больше», расширить границы. Однако и тут есть подводные камни: «Ваш неожиданный рост может испугать и вас и ваших друзей» и они (или же вы сами!) попытаются уменьшить ваши размеры.

«Нельсон Мандела как-то заметил, что мы никому не сделаем лучше, если будем «гасить свой свет» и притворяться, что мы «меньше, чем есть на самом деле». Часто, называя это скромностью, мы пытаемся играть роль маленького человека — и остаемся маленькими людьми. Автор подсказывает решение: «Мы можем попытаться притворяться маленькими, но если у Вселенной на вас большие планы, лучше сотрудничать, чем сопротивляться«.

light

Постарайтесь не переживать, когда все вокруг вас начнет меняться. Автор советует: «Избежать паники помогает представление о происходящих переменах как об эксперименте, а о себе – как о научном проекте. Нужно принимать новую идентичность малыми дозами и смотреть, насколько она вам подходит. В это время лучшим подарком себе будет ироничное отношение к происходящему. Вовсе не нужно меняться «оптом»: просто позволяйте вновь открытым качествам  постепенно вступать в игру.» Кроме этого, постарайтесь более позитивно относиться к чувству панического страха: «Если вы запаниковали, скажите себе: «О, хороший знак, я сдвинулся с мертвой точки».»

3) Третья глава посвящена чувству перспективы. 

Джулия Кэмерон пишет о том, что нужно не только осознать себя художником и не бояться этого, но еще и «вписать» себя в картину мира, избавившись от ложных ярлыков, навязанных обществом: «Создав что-то новое, мы меняемся сами. Начинаем видеть вещи в новом свете…. Любому художнику – и художнику в каждом из нас – полезно не говорить о чем-то, а рисовать это, писать об этом или сочинять музыку.»

В этой главе много внимания уделяется разнице между творчеством и психотерапией: «Да, занятия творчеством обладают терапевтическим эффектом, но не потому, что с нами что-то не в порядке. Мы просто стремимся к самовыражению. Внутри нас нет ничего скверного, отталкивающего и ужасного, ничего тайного, стыдного и невротического. Наш внутренний мир — сложная, изысканная и мощная игра цвета, света и теней, храм сознания, настолько же величественного, как и сама природа. Именно это внутреннее богатство и выражает художник.»

«Продвинутые психотерапевты призывают нас «принять свои чувства». Творчество учит выражать свои чувства, в результате чего начинается алхимическая реакция. Творчество признает, что чувства изменчивы и что в наших силах превратить шлак полученных ран в золото искусства. В этом смысле творчество позволяет перестать быть жертвой в любой момент. Психотерапия подстраивает нас под мир. Творчество подстраивает сам мир.»

4) Четвертая неделя посвящена авантюризму.

Джулия Кэмерон пишет о том, что по своей природе все люди являются авантюристами и исследователями: «Приключения не прихоть, а необходимость«.

adventure

Привожу небольшое задание, которое дает автор, чтобы добавить в свою жизнь немного духа приключений. Она рекомендует носить с собой блокнот и карандаш и делать наброски, считая приключением даже небольшие моменты. Автор называет это задание экспресс-медитацией.»Творчество не поддается программированию. Мы не можем превратиться в великих художников, «качая» творческий пресс. Великие художники на самом деле — великие любители […] Они отбрасывают жесткие рамки категорий и позволяют себе просто получать удовольствие.» «Отказавшись от попыток улучшить себя и решив просто получать удовольствие, мы сильно продвинемся в творчестве. Когда занимаешься тем, чем любишь, а не тем, чем следует заниматься, растут скорость, энергия, оптимизм.»

В конце главы приводится несколько примеров людей, которые прислушались к себе, стали делать то, что им нравится в творчестве, и в результате, изменили свою жизнь в лучшую сторону. Кстати, такие примеры лучше всего запоминаются и больше всего вдохновляют.

5)  Пятая неделя посвящена чувству раскрытия личной территории

Джулия Кэмерон делает акцент на том, что художнику нужно выделить себе время и пространство для творчества: «Для художника быть добродетельным вовсе не добродетель. Это деструктивно и контрпродуктивно«. Она советует «вычислить» тех, кто злоупотребляет нашем временем и потом избегать их: «Чуть-чуть честного эгоизма — и вы увидите, какие чудеса начнутся в вашей жизни и в вашем творчестве.» 

«Невозможно сказать «да» себе и своему творчеству, пока не научишься говорить «нет» другим. Люди не хотят причинить нам вред, но все же причиняют его, требуя больше, чем мы можем им дать. Если же мы делаем шаг навстречу, сами себе вредим.» 

Автор предупреждает: «Творческий человек должен подпитываться и из небесных, и из земных источников, но никакие питательные вещества к нам не попадут, если мы превратимся в источник пищи для других, позволим им неограниченно поглощать наше время, таланты и ресурсы» и советует установить границы: не отвечать на поздние звонки, не работать по выходным и проч. Художнику нужно поберечь себя и свое личное время.

6) Шестая глава дополняет 5-ую и посвящена чувству границ

«Чтобы творить, требуется обладать двумя очень разными качествами: умением охватить картину целиком и создать концепцию проекта, а также способностью тщательно и скрупулезно реализовать его так, как было задумано». Здесь, по словам автора, очень важно не потерять фокус, особенно если на воплощение задуманного могут понадобиться годы. Джулия Кэмерон утверждает, что художникам необходима сдержанность, чтобы не растрачивать свою творческую энергию на пустые разговоры. По ее мнению, не стоит рассказывать о своих проектах или показывать их, если они еще не готовы, не созрели, и также не стоит позволять другим требовать это от вас: «Часто художник чувствует себя изможденным не потому, что слишком много отдает,  а потому, что слишком много принимает».

«Художнику нужны уединение и тишина — но это не то же самое, что одиночество и изоляция. Художникам нужно уважение к их мыслям и творческим процессам, но это уважение должно начинаться с нас самих. художникам нужно правильное отношение к ним, но и мы должны правильно относиться к себе, тщательно отрегулировав клапан входящей информации, которой позволено достигать нашего внимания.»

Привожу задание, которое помогает установить границы: записать 10 способов и мест, где бы вы могли уединиться со своим творчеством.

Мои способы:

  1. Вставать на час раньше
  2. Завтракать в кафе и там писать до работы.
  3. Уходить работать в библиотеку.
  4. Отключать соц. сети, когда работаешь за дом. компьютером
  5. Уехать на 2-3 дня в тихое место

Следующий вопрос, который поднимает автор, является болезненным для многих художников. Это вопрос баланса между основной работой и творчеством. В книге есть несколько примеров известных творцов, которым удавалось совмещать работу и творчество: «Творчество расцветает на почве жизни. Жизнь питает его, обогащает и помогает расти. Если во имя искусства запереться в монастыре, есть риск, что искусство окажется сухим, упрощенным и безжизненным».

Также художники нуждаются в общении и обществе, и каждому художнику нужна социализация и поддержка, как утверждает автор.

7) Седьмая неделя посвящена чувству движения.

«Большинство художников стоят на месте не потому, что у них слишком мало идей, а потому, что идей слишком много» — это     одна из основных причин, почему некоторые так и не делают первый шаг.

«Чем реальнее мечта, тем большее давление она создает, и тем важнее начать делать небольшие шаги, чтобы она не успела застояться. Только не говорите. Делайте. Чрезвычайно необходимо выразить себя в каких-то простых, конкретных действиях». Также, начав действовать, важно уметь использовать творческие озарения: «Когда нас озаряет вспышка стробоскопа, рушатся любые стены».

Каким-то образом, по мнению автора, завершенные дела, даже такие пустяковые, как наведение порядка в квартире, высвобождают энергию для новых дел: «Неспособность что-то начать часто возникает из-за того, что у нас накопилось много незаконченных дел. Нужно что-то закончить, прежде чем начать новое».

unfinished tasks

Автор предлагает упражнение, которое поможет вам быстрее что-то начать. Нужно перечислить 10 вещей, которые вы освоили, несмотря на свои сомнения.

8) Восьмая неделя посвящена чувству проницательности.

Проницательность заключается в том, чтобы осознать, что опасно для творчества и как этого избежать. Особенно негативно на художниках сказывается постоянное стремление и ожидание славы и поощрения. «музыкант» — это тот, кто «исполняет музыку», а не «строит карьеру». Также, следует избегать людей-паразитов, тех, кто «тайно преследует собственные цели под видом благоприятных возможностей для нас«. Такие люди пытаются «прорвать наши границы, вместо того, чтобы уважать их«. Кроме людей-паразитов, есть также «творческие вредители«, по отношению к которым Джулия Кэмерон рекомендует следующий принцип: знать, замечать, избегать. Чтобы снизить их психологическое давление, можно дать им смешные прозвища, например «матадор с мокрым одеялом» или «фея плохих новостей«.

«Выжить после контакта с творческим вредителем можно, как и после укуса змеи. За укусом следует долгая история выздоровления. Однако первый шаг, как и в случае со змеей, — узнать ее название и остановить распространение яда.» Если вас укусили — вам понадобится противоядие, человек, способный поддержать в трудную минуту.

snake

9) Материалы 9-ой недели посвящены чувству эластичности жизнестойкости

В оригинале — resiliency означает «жизнеспособность, стойкость, выносливость, гибкость». 

Негативные эмоции, влияющие на нашу жизнеспособность, — это паника, беспокойство и страх. «Когда накатывает беспокойство, напоминайте себе, что способность беспокоиться и тревожиться — это дар, свидетельство наличия значительной творческой энергии». «Научившись задействовать энергию беспокойства, сможем превратить страх в горючее».

Чтобы  в вашей жизни было меньше негативных эмоций, нужно наполнить ее позитивными эмоциями и впечатлениями. Для этого Джулия Кэмерон советует подробно описать свой идеальный день. Чтобы иметь лучшее представление о том, как люди описывают свой идеальный день, посмотрите, как это сделали участники конкурса «IMAGINATION-100%» (см. последнее, шестое задание «Идеальный день»)

Страх очень часто сигнализирует о том, что что-то идет не так или просто требует внимания либо проверки.»Страх увеличивает количество энергии, которую можно использовать продуктивно. […] Его следует принять и пустить в дело»

Беспокойство противоречиво и переменчиво, поэтому «… при беспокойстве неплохо взять паузу и прислушаться к себе«. Негативно влияют на художника также неуверенность и жалость к себе. «Жалость к себе обладает парализующим эффектом […] Когда нас охватывает жалость к себе, мы ищем аудиторию, отзывчивую к нашим страданиям, а не готовую поддержать нас на пути к самосовершенствованию«. Избавиться от жалости к себе помогают действия. Джулия Кэмерон предлагает сделать следующее упражнение

task

10) В десятой главе описывается чувство товарищества.

Дружественная обстановка совсем не похожа на сценическое действо. Автор призывает оставить драмы театру, и в повседневной жизни окружить себя друзьями. Упражнение, которое поможет отвлечь от излишнего драматизма, — вести список выполненных дел«Не стоит все время думать о том, что не сделано: наоборот, следует хвалить себя за то, что уже удалось сделать. Список выполненных дел, который нужно составлять каждый вечер, — это аплодисменты тому, чем вы занимались в течение дня».

Кроме фокусировки на делах, не менее важно общение с другими людьми. Первая категория таких людей — это учителя и ученики: «Научиться выражать себя точнее и лучше легче всего в компании людей, которых отличает сбалансированная смесь жизненного опыта и творческого совершенства. Именно по этой причине художники всегда учатся у других художников».

Не меньшую роль в творческой жизни художника играют друзья: «Нужно искать друзей, знающих, как вести себя с нами, в зависимости от творческого этапа, на котором мы находимся. Иногда мы похожи на невзрачную гусеницу, иногда — на прекрасную бабочку. Соответственно меняются и наши потребности и желания».

Art-Teacher

11) Одиннадцатая неделя помогает раскрыть чувство подлинности

Подлинность состоит в том, чтобы понять и проявить настоящего себя.»Истинная «работа» художников — в стремлении к совершенству  с помощью внимательного вслушивания и вглядывания в себя, а также в то, что через них вот-вот родится в мир».

В поиске подлинности, важно уметь себя приободрить и не терять оптимизма: «Без оптимизма не сохранить душевного равновесия». Не менее важно вовремя «возвратиться в седло«, если вдруг тебя оттуда выбили несправедливой критикой. «Художникам важно помнить, что в любом переломе есть и хорошая сторона: в месте того самого перелома кости становятся крепче. Творчество исцеляет художников«.

Задания этой недели направлены на поиск своих «душевных ран» и возможность их «исцелить».

12) Двенадцатая неделя направлена на раскрытие чувства гордости собственного достоинства

В оригинале используется слово «dignity», что означает «достоинство», переводчик использовал слово «гордость», но оно не передает полностью смысл, заложенный автором.

Джулия Кэмерон утверждает, что творческую работу нужно лелеять, пестовать и защищать, относиться к ней так же, как мы относимся к своим детям или семье. Приведу две ее, на мой взгляд, очень интересные метафоры: «Я опытный художник и отношусь к своей работе как к тайной беременности. Я всегда осознаю свое внутреннее состояние и необходимость его защищать. […] Мужчины-художники, которых я знала и с которыми жила, часто относились к своим проектам как к военным кампаниям, со всей присущей им секретностью, стратегией и защитой информации…»

Очень важно, как близкие люди относятся к тебе в этот момент: «Никакие благодарности в книгах  не кажутся адекватной мерой признательности, которую мы чувствуем, когда нас понимают и которая может сравниться лишь с ужасом, который мы чувствуем, когда нас не понимают. Так бывает, когда близкие ошибочно путают нашу потребность творить с эгоистичным желанием поставить себя выше остальных».

Также важно уметь правильно «приземляться«, т.е. приходить в себя после завершения какого-нибудь творческого проекта. Для этого нужно либо просто побыть в одиночестве, либо заняться обычными делами, например, приготовлением еды или уборкой.

И последний совет от автора: творить в духе служения и не переставать удивляться, видя, насколько удивителен мир.

world

Вот и подходят к концу главы книги, которая прекрасно мотивирует творить, на каком бы творческом этапе вы не находились. Также хочу отметить, что в конце книги вы найдете внушительный список литературы с кратким описанием каждой книги (многих книг, к сожалению, не будет в русском переводе).

В заключение, несколько слов о том, как книга повлияла на меня. Как и первая книга Джулии Кэмерон, «Долгие прогулки» обладает мощной силой, пробуждающей творчество. Я взяла несколько интересных идей и цитат для себя. Я стала больше гулять, и мне хочется делать это чаще, несмотря на погоду. Действительно, много оригинальных идей и решений пришло и приходит во время прогулки. С удовольствием рекомендую книгу всем, кто любит творчество и кто занимается творчеством.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
УМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ
Шорткоды
Похожие записи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика