Олеся Кандратович: об ораторском искусстве

22.02.2016 →

Прекрасное зимнее утро за чашечкой кофе в кафе Бювет (которому мы безмерно благодарны за возможность записи интервью и вкуснейшие десерты). Сегодня мой собеседник – Олеся Кандратович, фея ораторского искусства, впрочем, она расскажет о себе сама.

Олеся, как вообще пришла идея создания такого курса, как всё началось, откуда появилась первая весточка?

Началось  всё  с  дошкольного  возраста. Потому  что, человек  учится  красиво  изъяснятся через воспитание и, я считаю, очень большое влияние имеет начитанность. Я уже с 3.5 лет читаю, причём свободно, не по слогам. И уже в дошкольном возрасте я прочитала массу книг. Это формировало мою речь и это определяло мой интерес к языку. Также, я уже в раннем  возрасте  показывала  своё  желание  и  умение  выступать.  Я любила читать стихи и начала писать их сама.  Учась в  музыкальном  училище,  я  выступала  в  качестве  актрисы  в “капустниках”,  вела  мероприятия.  После  окончания  музыкального  училища  я  поняла,  что  хочу изучать  сценическую  речь,  хочу  изучать  голос,  хочу  постигнуть  мастерство  ораторского искусства, чем и стала лет с 20 заниматься уже углубленно.

А сколько по времени ты уже в этой сфере?

Если не брать сферы, которые влияют косвенно, уже лет 8.

А есть ли какой­то человек или идеал, на который ты ориентируешься?

Да. Есть люди, которых я считаю хорошо осведомлёнными в этой области, у которых я училась, я бы могла назвать их моими учителями. Один из них, например, человек который живет в России, в Санкт-­Петербурге,  Кирилл  Плешаков­-Качалин.  Он ведёт  курс  по  возрождению природного голоса. Это самая лучшая практика по раскрытию своего голоса. У каждого из нас от рождения голос красивый, но со временем происходят какие­то негативные изменения. Эта практика направлена на раскрытие  своего  голоса,  для  того  чтобы  убрать  всё  лишнее,  все  зажимы  и  раскрыть  свой красивый от природы голос. Вот Кирилл этому учит, этому он научил меня, и, вдохновлённая его деятельностью,  я  теперь  даже  организовываю  его  мастер­классы  в  Беларуси.  Еще  могу  назвать человека,  который  меня  вдохновляет  как  оратор,  как  бизнесмен  ­  это  Радислав Гандапас.  Я очень уважаю этого человека и, конечно, мечтаю пройти вживую его тренинг.

kirill_bw

Ты ведешь мастер­классы, свой авторский курс. Много ли человек приходит на курсы и что они получают в итоге? С какими запросами они приходят и с чем уходят?

Мы  стараемся  набирать  небольшие группы,  до  12  человек.  Бывает,  приходит  и  5 человек заниматься. В плане техники речи,  это  даже  лучше. Я успеваю каждому уделить внимание, проработать все недостатки. Приходят с различными задачами: улучшить  дикцию,  развить голос — жалуются,  что  слабый,  не слышно —  преодолеть  страх  публики, научиться  выступать  спокойно,  раскованно,  уверенно. Многие еще хотят, чтобы я их научила уметь грамотно и красиво выражать свои мысли. По итогу, что касается  голоса,  то  там достаточно 40 дней  ежедневных занятий для  того чтобы  свой  голос раскрыть. Дикция не у каждого за месяц раскрывается как нужно. У кого-­то быстро происходит процесс.  Уверенность в себе  достигается  уже  буквально  с  первого занятия.  Только начинаешь выступать и уже чувствуешь  себя увереннее. А  вот умение  выражать  свои мысли  красиво ­  это уже  процесс  долгий,  и  этому,  я  скажу  честно,  сложно  научиться. Нужно  читать,  нужно развиваться, выступать, и со временем это придет. Но всё равно, уже с самого первого занятия у человека есть прогресс. Он уже видит результат. Он уже видит, что становится увереннее. Начинает выступать.

speech

Есть  упражнения  для  дикции,  которые  сделаешь  один  раз  и  уже  становится  легче  внятней говорить.  А  если  сделаешь  упражнение для  голоса  в  течение  пары  часов, то через  2  часа  у  тебя начнёт уже голос меняться. Начнёт уходить что­то лишнее. То есть прогресс виден уже на первом занятии. Ещё очень  хорошо,  что  уходит  страх  публичных  выступлений. Почему­то очень много людей страдают, когда им приходится выступать. Это Гандапас  говорил, что когда мы выходим на публику, то перед нами стоит толпа людей. Если  брать  ассоциацию  из  животного  мира  ­  это  стадо.  И  стадо  на  нас  смотрит: свой  ты  или чужой.  И  вот  ты  выходишь  и  должен  доказать  им  что  ты  свой.  Это большая  ответственность. Наверное, отсюда и идёт этот страх — чтоб только меня не съели.

Можешь привести какой­нибудь случай или забавную историю из практики?

Случаев много, потому что во­первых ко мне приходят люди разные по профессии, но все очень интересные. Каждый для меня —  это как какое­то новое открытие, новый друг. И когда они выходят выступать (у нас  на  занятиях  всегда  есть  время  когда  ты  выходишь  и  выступаешь,  или  это финальное  занятие,  где  человек  выходит  показывать  всё  своё  умение), люди  выбирают  разные интересные темы, интересно себя проявляют. Всегда атмосфера такая весёлая, все смеются. Вот например,  нужно  было  выступать  на  финальном  занятии,  и  все  знают,  что  если  ты выходишь  выступать,  то, о чём  ты будешь  говорить, желательно хотя бы на картинке продемонстрировать. А в идеале, показать это в реальности. И вот один молодой  человек  выходит  выступать, говорит,  что  сейчас  будет  рассказывать  о  моркови и… достаёт  из  пакета  настоящую  большую  оранжевую  морковку.  Это было самое  лучшее выступление на этот вечер.

Morkov

А можешь показать какое-­нибудь упражнение?

Упражнения есть как на развитие дикции, так и на развитие голоса. Многим хочется чтобы дикция была неторопливая, внятная, упорядоченная.  Допустим, у вас  нет  времени  долго  тренироваться,  но нужно  быстро  размяться.  Есть такой  маленький  секретик:  возьмите  какой­нибудь  текст  и почитайте пару минут с сомкнутыми губами. То есть, зубы не складываем, только губы, и читаем через губы. А во рту стараемся языком двигать, полноценно говорить на сколько это возможно. Почитайте немного с  сомкнутыми  губами,  потом  откройте  рот,  и  когда вы  начнете читать то же самое, все будет намного лучше. Это секрет из мира радиоведущих и телеведущих. Они так разминаются перед эфиром.

Еще такой вопрос. Есть ли какие­то трудности и вообще, какие они бывают?

Без  трудностей  никуда.  Например, с организацией.  Вот почему  я  стараюсь  искать организаторов для  своих  тренингов. Очень тяжело,  особенно  если  есть  семья и  еще какая­нибудь другая деятельность, вести тренинг и попутно его организовывать, потому что это и реклама,  и  сбор  людей,  прозвон. Это  всё  отнимает много  времени.  Поэтому я  стараюсь  искать организаторов.  Найти хорошего  организатора  тоже  не  всегда  получается.  Мне везло  с организаторами,  попадались  хорошие  люди.  И  сейчас  тоже  хороший  организатор.  Еще трудность в том,  что  у  нас  в  стране,  наверное,  в  Минске  больше  всего  скапливается  людей, которые  хотят  развиваться.  Но все  же  пока  самосознание  у  людей  не  достаточно,  не все понимают, что  нужно

прикладывать усилия  в  области  речи  для  того, чтобы  быть  более  успешным.  Некоторые люди, которым просто бегом нужно бежать на мой тренинг, считают что им это не нужно.

А, например, какие это люди?

Люди, которые работают в сфере продаж. У них навык продаж есть, т.е. они знают, что говорить, но делают они это некачественно. Допустим, голос не поставлен как нужно, дикция невнятная, формулировка фраз неправильная. В принципе, любая профессия, где человек использует речь,  требует   хорошего  грамотного  подхода.  Если  у  человека есть какие­нибудь проблемы, то нужно обязательно работать над своей речью. Потому что давно известно, что вся информация, которая поступает от нас к человеку, идёт через интонацию и тембр голоса. Это практически 90%. Остальные 10% ­ это уже сама информация. Вот насколько важен голос человека.  Если человек  хорошо  и  грамотно  говорит,  и  он  при  этом  образован,  то  уже информация,  которую  он  будет  доносить,  будет  как  дополнение.  Мы можем  сказать  два слова, но с такой интонацией, что будет понятно прям до каждой клеточки. А можно сказать очень много­много текста,  невнятно, без пауз, без расстановки и никто ничего не запомнит и не услышит.

А есть  ли  какие­-нибудь  книги  или  может  быть  курсы,  которые  ты  можешь порекомендовать  тем,  у  кого  нет  времени  сейчас  пройти твой курс,  а  хочется  начать  этим заниматься?

Как я уже говорила, Кирилл Плешаков­-Качалин, у него есть интернет курс, платный конечно, но можно поискать бесплатные занятия.  Почитать книгу Радислава  Гандапаса  “Камасутра  для  оратора”. Это самый толковый материал  по  ораторскому  искусству,  где  всё  основное  есть.  Но ораторское искусство ­ это наука, которая требует практики. Сколько бы ты ни читал, выйдешь на сцену и … Нужно выступать, выступать и выступать. И тогда приходит опыт.

Kamasutra-dlj-oratora

Ещё к тебе такой,  немножко  личный,  вопрос  о  планах  на  ближайший  год,  о  творческих планах, о курсах.

Я планирую дальше  вести  групповые  занятия  по  технике  речи  и  ораторскому  искусству.  Мы набираем каждый месяц группы. Я человек, который занимается этим с душой, поэтому даже если ко мне  придёт  5  человек,  я  с  ними  всё  равно занимаюсь.  Потому что им  это  нужно,  мне это интересно.  Поэтому, в  дальнейшем  хочется  дальше  проводить  такие  тренинги.  Помогаю организовывать тренинги  коллегам  по  похожим  темам. Допустим, если кто-­то делает больший акцент на ораторское искусство ­ я помогаю этому человеку. И всегда не упускаю возможности даже что­то сделать бесплатно. Если меня приглашают где­то провести занятие в качестве  благотворительности, то я это  с удовольствием  делаю.  Говорю  о  благотворительности  не  с  целью  показать,  какая  я  хорошая,  а всегда говорю об этом с целью привлечь людей к этому.

Еще мне интересно вот что. У каждого человека, который занимается творчеством, который в сфере творческого бизнеса работает, есть какие­-то свои жизненные принципы и даже иногда цитаты или фразы, которыми они пользуются. Есть ли кредо у тебя?

Да.  Этим  я  делюсь  на  своих занятиях.  Наверное, одна  из  любимых цитат,  которая  касается именно  речи  и  ораторского  искусства:  “Если  Вы  выступаете,  говорите,  неважно  это  большая публика  или  один  человек, ­  важно знать,  что  люди забудут  что вы  говорили, забудут  что вы делали, но они никогда не забудут, что они чувствовали благодаря вам”.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
РЕЦЕПТЫ ТВОРЧЕСТВА
Похожие записи

Добавить комментарий