Насколько свободен преподаватель?

15.04.2015 →

Насколько свободен преподаватель? Важна ли свобода в преподавании и обучении? Как свобода влияет на эффективность?

После многих лет работы преподавателем, я задумалась над казалось бы простым вопросом — какая степень свободы нужна преподавателю и ученику (ученикам), чтобы занятия были максимально эффективными? И вообще, должна ли вообще быть какая-то свобода? Может, просто преподавателю нужно четко следовать методике преподавания, а ученику нужно следовать методике обучения и все. Никакой свободы и вольности? Или, наоборот, предоставить, максимальную свободу обеим сторонам?

Поделюсь своими мыслями и наблюдениями и прошу коллег преподавателей, студентов и психологов поделиться своими мыслями, чтобы получить более цельную картину по этому вопросу.

Сразу хочу заметить, что степень свободы будет значительно различаться в разных областях знаний, например, творческие специальности требуют большей свободы, технические, наоборот, меньше. Так как я преподаю английский язык, и лучше ориентируюсь именно в этой области, то примеры буду брать из преподавания английского.

Итак, хочу выделить несколько степеней свободы.

1) Анархия. Свобода настолько полная, что хуже некуда. Преподаватель делает, что хочет: хочет — готовится к уроку, не хочет — не готовится, может, вообще на занятие не прийти… Эти случаи встречались достаточно редко, в основном,  такое случается в школах или ВУЗах. Когда я работала в школе и вела уроки у шестиклашек, обнаружилось, что многие из них совершенно не знают программу предыдущего года. На вопрос, почему, получила примерно такой ответ: «В прошлом году у нас вела английский учительница Х, она давала нам тест и разговаривала по телефону весь урок, тесты никогда не проверяла, поэтому мы ничего и не выучили». Детская непосредственность, взрослая безответственность.

badteacher

С обратной стороны, ученики, которые не приходят на занятия, ничего не делают, не помнят, как зовут преподавателя и проч. (классические студенты) При такой степени свободы с обеих сторон эффективность обучения равна нулю.

2) Диктатура. Преподаватель подчинен строгой системе: есть методика, которой нужно следовать, всякое отступление от правил расценивается как непозволительная вольность и наказывается. Есть система оценки работы преподавателя, которая включает много пунктов и подпунктов. Преподавателя оценивают методисты и ученики, очень часто ставится оценка за преподавание. Где было замечено? Обычно, это свойственно очень хорошим школам иностранных языков с    прекрасной репутацией и высокой эффективностью обучения. 

crazy-school-teacher

Если при этом ученики также нацелены на результат и есть жесткий критерий оценки, которую ставит преподаватель или рейтинговая система (в языковых школах бывает редко, чаще — в ВУЗах или лицеях). При таком подходе с двух сторон эффективность приближается к 100%

Однако, в этом случае, могут наблюдаться «побочные эффекты», такие как «выгорание преподавателя» или «перегорание ученика», это достаточно сильный стресс, и как следствие — может вообще произойти отказ от преподавательской деятельности (со стороны преподавателя) или резкий отказ от обучения (со стороны ученика).

3) Небольшая импровизация. Это обычно касается системы, в которой есть место для небольшой импровизации со стороны преподавателя. Таким образом, преподаватель может добавлять в жесткую структуру урока нестандартные задания, игры, видео, аудио на его усмотрение и проч, обычно так и происходит в небольших школах иностранного языка, где система не такая жесткая.

С другой стороны, и ученики могут добавлять немного импровизации к учебному процессу, творчески готовясь к занятиям.

teacher-children

Эффективность такого обучения достаточно высокая, на мой взгляд 90-100%, но в этом случае, преподаватель должен быть профессионалом и обладать харизмой и хорошим «вкусом» по отношению к выбору материала, т.к. неинтересные, непонятные или нелогичные задания вызовут обратную реакцию — нежелание учиться и ощущение зря потраченного времени.

Со стороны ученика, важно не перестараться и не перетянуть одеяло на себя, т.к. в группе обычно несколько человек.

4) Полная самостоятельность. В этом случае контроль не нужен совершенно. Преподаватель харизматичен, обладает огромным опытом, постоянно совершенствует свои знания и умения. Кроме преподавания, он является прекрасным психологом и выстраивает взаимодействие с учениками так, что эффект достигается при очень комфортном обучении. Такие случаи редки, обычно это — опытные преподаватели, обладающие своей системой и стилем преподавания. В этом случае эффективность приближается к 100%, но и уровень психологического комфорта также приближается к 100%, это означает, что ученики не просто освоят какой-то предмет, но и полюбят его, возможно, на всю жизнь.

kinopoisk.ru

Со стороны учеников, также возможна такая ситуация, обычно, если ученик сам является преподавателем, или у него есть своя система обучения, он знает свои сильные и слабые стороны, может сам себя мотивировать, ищет дополнительные возможности для практики и отработки пройденного материала. Самостоятельный ученик в тандеме с самостоятельным преподавателем составляют идеальную образовательную систему.

Подведу итог. На мой взгляд, в обществе существуют все 4 модели, и каждая их них имеет право на жизнь. 1-ая модель хороша для избежания изучения совершенно ненужных предметов, 2-ая — для быстрого результата, например, подготовки к экзаменам в сжатые сроки. 3-яя и 4-ая модели нравятся мне гораздо больше, особенно 4-ая, однако они требуют осознанности и опыта. При этом, кроме отличного результата, получаешь психологический комфорт, удовольствие от процесса обучения и иногда бонусом — новых друзей. Однако, обучение — процесс двухсторонний, поэтому, если преподаватель работает по одной модели, а ученик учится по другой, то результат будет меняться соответственно.

kinopoisk.ru

По какой модели работаете (или учитесь) вы? Совпадает ли это с тем, чего вы хотите? Встречались ли вам необычные примеры 4-ех моделей?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
ENGLISH+, УМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ · · 6
Шорткоды
Похожие записи
Насколько свободен преподаватель?: 6 комментариев
  1. sar0ga
    16.04.2015 в 9:58 дп – Ответить

    Когда учился в универе, ходил на курсы по программированию для Android. Так вот очень понравилась манера преподавания. Вел курсы не преподаватель, а чел с конторы. Он все рассказывал из головы, приводил кучу примеров из реальных проектов. На лекциях сидели как в компании с друзьями) Домашнее задание давал не по тем темам, что проходили, так что приходилось часть учить самостоятельно. Но больше всего понравился миниэкзамен в конце, проходил он так «Вытягиваете билет, там 2 вопроса и задача, пользуйтесь чем угодно, но у вас есть 15 минут на всё», причем вопросы были такие, что не загуглишь за 5 минут.
    Это похоже на смесь 3 и 4 модели

    • Виктория
      16.04.2015 в 10:23 дп – Ответить

      Спасибо за пример! Обычно, когда попадаешь в руки к такому преподавателю, сразу получаешь отличный результат, и желание учиться растет день за днем))

  2. Julia
    16.04.2015 в 7:02 пп – Ответить

    замечательна статья, очень хотелось бы побольше преподавателей типа 3 и 4

    • Виктория
      18.04.2015 в 12:52 дп – Ответить

      Согласна!

  3. 24.04.2015 в 1:56 пп – Ответить

    Вот немного информации относительно результативности и эффективности учителя.
    По результативности каждый педагог может быть отнесен к одному из следующих уровней
    деятельности, построенных по принципу кумулятивной шкалы (каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие):
    I — репродуктивный, состоящий в том, что педагог умеет рассказать другим то, что знает сам;
    II — адаптивный, состоящий в том, что педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
    III — локально-моделирующий, состоящий в том, что педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам и умениям по отдельным разделам курса (то есть умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и создавать систему и последовательность включения учащегося в учебно-познавательную деятельность);
    IV — системно-моделирующий, состоящий в том, что педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом;
    V — системно-моделирующий деятельность и поведение: педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
    По первому и второму уровням деятельности нельзя судить о наличии у педагога специальных педагогических способностей. Здесь может прекрасно проявляться общая одаренность человека: качество речи, эрудиция, артистичность поведения, темперамент, эмоциональность. Деятельность педагогов этих уровней внешне может быть очень привлекательной и вызывать положительный эмоциональный отклик у учащихся. Но результативность будет лишь у тех учащихся, которые сами обратятся к дополнительному поиску и самостоятельной работе. Воспитательный эффект от такого учителя тоже может быть положительным, но его может и не быть. Педагоги этих уровней деятельности не владеют стратегиями сознательного, профессионального достижения искомых результатов.
    Третий уровень деятельности педагога свидетельствует о наличии у него специальных педагогических способностей. Но поскольку, как правило, он обучает той или иной отрасли научного знания, тому или иному искусству, народному промыслу и т. д., то третий уровень возможен лишь при достаточном владении этой наукой, в свою очередь требующей специальных способностей. То есть рассматриваемый уровень предполагает взаимодействие педагогических и других способностей.
    Четвертого и пятого уровней деятельности достигают люди, педагогически одаренные, умеющие подчинить свои специальные интересы, склонности, способности педагогическим целям, создающие оригинальные системы учебно-воспитательной работы, представляющие ценность не только для тех педагогических коллективов, в которых они работают, но и для своих современников. Т.е привносят в свою работу творчество, создают нечто принципиально новое в способах и подходах преподавания посредством саморазвития, самосовершенствования, развития соответствующих личностных качеств и способностей.
    Итак, можно предположить, что в соответствии с тем, на каком уровне педагогической деятельности находится учитель, он и станет выбирать стиль преподавания. Понятно, что импровизация и полная самостоятельность, как стили преподавания, возможны только на более высоких уровнях педагогической деятельности, для которой, в свою очередь нужна «педагогическая одаренность». Не имея этой способности может ли учитель выйти на стили преподавания , требующие по-настоящему творческого подхода? Сомнительно….такие учителя останавливаются на достаточно простых и не требующих творческой активности стилях преподавания : анархия, диктатура и им подобные.
    Молодому специалисту, не имея опыта преподавания лучше следовать программе, держать дисциплину, четко устанавливать границы «учитель-ученик» и действовать методом «кнута и пряника». Готовиться к каждому уроку, в том числе и примеры. Ни каких уходов от плана тут быть не может, пока владение предметом не станет свободным и непринужденным, а подготовка к урокам не отпадет сама по себе. И вот тут, если есть педагогическая способность, специалист сам начнет поиск новых , нестандартных подходов к предмету, будет искать новые, интересные пути решения задач. Как следствие, изменится и стиль преподавания. Т.е , на мой взгляд, стиль преподавания — это следствие продуктивной деятельности педагога и по нему можно судить о степени профессионализма. На таких уроках всегда легко и интересно, несмотря на сложность предмета. И это говорит в первую очередь о том, какой на самом деле за этой простотой скрывается непростой склад ума. «Умный человек в общении прост, как японская техника — достаточно только нажать на кнопку» 🙂

    • Виктория
      05.05.2015 в 12:48 дп – Ответить

      Спасибо за интересную шкалу! Репродуктивный и адаптивный уровни, на мой взгляд, формируют общую харизму человека, и для не связанных с преподаванием профессий, этих уровней может быть достаточно. Грустно, когда преподаватели перестают развиваться и на этом останавливаются

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика