Рецепты творчества: Дмитрий Фрига о музыке, творчестве и бизнесе

14.12.2015 →

Передача «Рецепты творчества» побывала в гостях у известного белорусского музыканта  и аранжировщика Дмитрия Фриги. Дима поделился своими идеями и мыслями о музыке, бизнесе и творчестве. Подробнее смотрите в видео и читайте в статье. С творчеством Дмитрия можно познакомиться по ссылкам:

http://www.youtube.com/frigamusic

http://www.facebook.com/FRIGAband

 

Дима, скажи пожалуйста, сколько по времени у тебя занял путь от простого начинающего музыканта к известному музыканту?

Началось всё с того, что лет в 7 я пошел в музыкальную школу. Потом было музыкальное училище по классу фортепьяно и оркестровое дирижирование. Там впервые мне довелось подирижировать симфоническим оркестром. Это был незабываемый опыт. Потом был педагогический университет, где я еще научился дирижировать хором. Потом была целая вереница радиостанций, на которых я работал то звукорежиссером, то композитором. Даже посидел немного в эфире со своей собственной программой.

При этом, постоянно были еще какие-то музыкальные проекты, в которых я участвовал, это была группа “Любовь и спорт” немножко работал с группой “Нео”, писал разные музыкальные коллективы; потом как-то постепенно началась запись музыки для рекламных роликов, затем к рекламе подключились театры. Первый спектакль, к которому я написал музыку, — “Люди на болоте” в Купаловском театре. Потом была музыка к кино, это был проект под названием “Выше неба”, потом проект “Бабу”. И вот к данному моменту получилось то, что я имею сейчас.

Больше 30 лет на всё это дело у меня ушло. Но работа всегда была в удовольствие, несмотря на то, что это достаточно сложный, не всегда приятный процесс, где не всегда адекватные заказчики, где тебя и на деньги кинуть могут. Но, тем не менее, кто-то умеет чинить машины, кто-то умеет филигранно продавать что-то, вот я умею делать музыку, поэтому я занимался тем, что я умею.

Были ли у тебя какие-то трудности? Что давалось труднее всего?

Труднее всего всегда давались две вещи. Во-первых, сам процесс обучения. По большому счету, всему, что я умею, я научился уже после того, как закончилось моё обучение во всех учебных заведениях. Сложнее всего было самокритично относится к тому, что я делаю и изучать новые вещи. Во-вторых, сложно было искать людей, с которыми я мог бы сотрудничать  на финансовых основаниях. Уметь им правильно предложить то, что я делаю, во-первых, а во-вторых, проследить за тем, чтобы попросту не развели и не кинули на бабки. Потому что бизнес есть бизнес. Это тебе кажется, что тебя кинули, а для человека, который тебе платит деньги, —  это называется, он сэкономил. Я, как человек, который предлагает услуги, заинтересован, чтобы ко мне шли еще и еще, и еще. Но в то же самое время я прекрасно понимаю, моя работа — это достаточно сложный продукт и я не могу продавать им её задаром, потому что все эти вещи, что я делаю, это штучная работа, которую мало кто может сделать, например, в Минске или вообще в Беларуси.

Когда работаешь с рекламой, во-первых, всё надо делать очень быстро, во-вторых, никого не интересует, в каком стиле ты работаешь. Они говорят, нам нужна вот такая музыка. И все… Ты либо делаешь им эту музыку, либо они идут к другому человеку. При этом, ты обязан ее сделать хорошо, потому что когда тебе дают какие-то образцы музыки, на которые они хотели бы опираться или получить похожее звучание, понятно, что это могут быть и топовые хиты и симфонический оркестр, и электронная музыка, рок музыка, поп музыка, это может быть все что угодно.

дима4

Как я понимаю, этот бизнес достаточно жесткий, он требует самоорганизации, самодисциплины, быстроты, а у начинающего музыканта этих качеств обычно нет.


Ну почему? Они могут быть у любого человека. Самая главная сложность заключается в том, что здесь не ждут, пока на тебя снизойдет муза. Ты садишься и начинаешь работать и делаешь. Во-вторых, так как у меня нет где-то удаленной студии, я работаю дома. Я утром встал, почистил зубы и все, я уже на работе. А хочется пойти где-нибудь кино посмотреть, с собаками погулять подольше. Иногда приходится работать ночью, когда приходят какие-нибудь правки от клиентов, часов в 6 вечера, а то и в 10 могут позвонить. Надеваешь наушники и что-то исправляешь, чтобы к утру можно было показать. Это всё специфика выбранной профессии.

Ты уже говорил, что надо иногда вносить правки, что бывают неадекватные заказчики. Как в принципе ты относишься к критике?

Это достаточно тонкий момент, потому что всегда нужно, еще до того как ты начинаешь работать, проговорить максимально тех. задание, то, что клиент хочет от тебя получить.  Например, ты пишешь сначала рок композицию, а потом он говорит, давайте здесь сделаем не рок, а что-нибудь электронное. В такой ситуации ты говоришь, вот было ТЗ, ТЗ выполнено? Выполнено! Хотите заново – давайте заново тогда будем платить. Потому что все, что вы хотели, я сделал. Переделывать заново – это совсем уже новый вариант. Другой вопрос, когда вносятся какие-нибудь правки. Ты сделал всё, что хотел клиент, его все устраивает, и он говорит, вот здесь нужно, чтоб была кульминация, а здесь мы хотим, чтоб была гитара или наоборот не было гитары, а вот тут давайте поправим, сделаем быстрее или медленнее. Это абсолютно нормальный рабочий процесс, который может занимать львиную долю работы и переделывать действительно можно там 10 раз, потому что идет притирка.

Вот еще один пример —  реклама, картинка со звуком. Люди могут потратить 10 или 20 тысяч долларов на картинку, на камеры, на свет, на режиссера. Они это видят. То, что они слышат, не всегда воспринимается так явно. При этом, когда им называешь сумму, которая даже минус ноль или минус два ноля от бюджета рекламного ролика, они все равно говорят, что это дорого. Начинаешь разговаривать и как правило клиенты убеждаются, если клиент не убеждается и считает, что музыку им запишут за 30 долларов, если они потратили 20 тысяч долларов на ролик. С такими клиентами, конечно, приходится прощаться, потому что это стоит совсем других денег.

Что касается критики. Конструктивная критика всегда существует, это абсолютно рабочие моменты. Но очень четко нужно разделять конструктивную рабочую критику и просто капризы и непонимание клиента по поводу того, что происходит.


Есть ли у тебя или был ли у тебя очень запоминающийся заказ или заказчик, который прямо отложился в памяти.

На самом деле таких заказов достаточно много. Я бы не стал сейчас вспоминать, потому что сложно даже припомнить такую историю. Многие из работ, тех которые мне самому нравятся, работы, которые, я  считаю, удались, я выложил к себе в портфолио на youtube

дима2

Еще хочу тебе задать пару вопросов относительно твоего личного творчества. Ты давно уже пишешь музыку. У тебя есть уже сколько альбомов?


Это не альбомы. Просто как любой человек, который умеет делать что-то хорошо, часто хочется делать еще что-то для себя, так как мне хочется, а не так как хочется клиенту, поэтому я  пишу песни. Практически всё есть в интернете, что-то крутится на радио, недавно я подписал контракт с дистрибьютерской компанией, которая является с дистрибьютером музыки в Бразилии, как ни странно. Моя музыка сейчас будет продаваться там. Это не какие-то целенаправленно сделанные альбомы. Это просто песни, которые пишутся и выкладываются в интернет. Это касается музыки моего проекта Friga. Есть еще проект, который мы делаем с моим братом, он называется Trockensaft. Это танцевальная музыка, технохаус.

Этот проект сейчас очень активно развивается и это совсем другой космос, совсем другая музыкальная эстетика, музыкальная логика. Как оказалось для меня, это очень сложная и интересная в плане продакшн музыка. Её интересно делать, интересно слушать и она имеет свою очень интересную эстетику, которую нужно учиться понимать.

Например, если я прихожу в картинную галерею не будучи художником, я вижу картины, и для меня это просто хорошо нарисованная картина. Люди, которые 20 лет занимаются живописью, видят краски, оттенки, как мазок лежит, какие кисточки использовал художник, как панорама сделана, пропорции. То же самое происходит с музыкой в каждом стиле. В электронной музыке я для себя долгое время открывал вот эти все тонкости, которые для не музыкантов или музыкантов, но в другой тусовке, это всё просто туц-туц-туц. Или как для меня в картинной галерее просто красиво нарисованная картина.

дима13

А твой личный проект к какому стилю ближе?

Он ближе к поп музыке или к поп-рок музыке, причем не к попсе, в том понимании, в котором мы привыкли. Это действительно музыка, которую интересно делать, т.к. она

делается в первую очередь не для того, чтобы ее продать, а для того, чтобы получить удовольствие от процесса работы над музыкой. Поэтому там очень много таких интересных решений зачастую бывает, ну и плюс, по этой музыке очень легко отследить, как непосредственно развивались мои звукорежиссерские навыки.

Дима, что ты можешь посоветовать человеку, которые вот только начал, у него высокая планка, большая цель достигнуть огромных  успехов, но он не знает с чего начать, куда приложить свои усилия, в какую сторону пойти, какие конкретные шаги предпринять? Есть ли у тебя какой-нибудь совет или рекомендация? Какие шаги лучше сделать?

Есть несколько таких вещей, которые сходу, может быть, я предложил, попробую сформулировать. Во-первых, если человек решил заниматься музыкой, он должен понять, для кого он делает эту музыку, понять свою целевую группу, кому эту музыку он будет предлагать. Пускай это будет не обязательно коммерческий проект, а например, просто группа. После этого он должен постараться максимально войти в тему того, чем он занимается, и максимально быстро поднять свою профессиональную планку. Во-первых, технические знания по тому, как делается музыка, свои исполнительские навыки и самое главное, что бы я посоветовал людям, постарайтесь ни в коем случае не быть вторичными. Мы видим сейчас музыкальную тусовку на примере топовых американских продюсеров, таких как Jay-Z, Timbaland. Они, находясь в мейнстриме, постоянно что-то предлагают, то, что слушателей постоянно валит с ног и подсаживает. Вся остальная индустрия во многом  вторична.

Если у вас действительно есть амбиции, вера в свой талант и вам действительно интересно и приятно заниматься музыкой — не будьте вторичными, потому что это скорее всего то, что похоронит ваш проект. Если вы хотите быть как Offspring, вы будете как Offspring, но люди все равно предпочтут послушать оригинал. Если вы будете лучше, интересней, предложите что-то новое, тогда у вас есть шанс, что вас запомнят и пригласят как самостоятельных, ярких, новых музыкантов.

Ты говорил про шаги. Первый шаг — определить свою целевую аудиторию. Второй шаг, ты говорил про технические навыки. Есть еще такая ассоциация с тем, когда человек что-то пишет. Обычно, когда человек что-то пишет, то он начитывает какой-то круг литературы. Он полностью закрывает какую-то область, начитывая книги. Можно ли про музыку сказать, что человек должен «наслушать» определенное количество какой-то музыки в определенном жанре,чтобы просто уже слышать разницу?


Невозможно ни в чем изобрести велосипед, если существуют уже десятилетиями наработанные правила, как хорошо могут звучать барабаны, как петь лучше, какие есть вокальные приемы, как строится схема песни, то есть само построение, чередование припевов, куплетов, вступления, проигрышей, бриджей. Это всё является той базой, которая должна быть в голове, и с которой ты потом будешь оперировать составляя своё и добавляя свои собственные находки. Но если ты пишешь рок музыку и не послушал перед этим 150 каких-то разных альбомов и не знаешь, как звучат эти барабаны, никогда в жизни у тебя не получатся эти барабаны сделать здорово, и даже если ты их сделаешь максимально здорово, скорее всего, это за десятилетие было сделано другими людьми, и, имея заранее в голове этот звук ты мог все это сделать целенаправленно как тебе надо, потому что у тебя голове есть наработанный опыт, наработанные приёмы, наработанные схемы.

Точно так же, возвращаясь к нашему примеру с художниками, всегда смотрят, как работают другие художники с перспективой, как они рисуют, как они используют краски, как они их смешивают. Это та техника, которая у тебя должна быть, которая должна быть у тебя в голове, которая должна быть у тебя в глазах, в ушах. И потом уже отталкиваясь от этого, находясь на этой базе, ты должен делать что-то своё. Но в любом случае на 100% полностью своё оно не может быть физически, потому что есть какие-то законы работы со звуком, законы работы с динамическим диапазоном  звука, которые оттачивались десятилетиями, которые ты просто должен у себя применять, иначе у тебя получится каша или плохо звучащий продукт.

 

Что тебя вдохновляет на музыку, на работу?

Я долго размышлял над этим. Как раз таким вопросом я задавался не раз и пришел к выводу, что есть несколько вещей, которые являются двигателем вообще всей моей работы и всего моего творчества. Это непомерные амбиции и, как ни странно, скука. В принципе, с амбициями все понятно. Если бы не было амбиций, то я бы занимался чем-то, на чем можно просто заработать денег и нормально хорошо жить, путешествовать по Европе, получать удовольствие от хорошей машины, построить себе дом. Именно амбиции всегда подталкивали меня к тому, чтобы делать что-то.

А в своё время скука каждый раз заставляет меня делать что-то новое, потому что, сделав что-то, становится не интересно этим заниматься и скучно. Учитывая то, что в основном сфера моей деятельности ограничивается звуком, мне постоянно хочется делать что-то новое. Я просто представил, если бы Шопен всю жизнь писал только вальсы он бы сдох, наверно, через два года просто от того что у него мозги бы спеклись. А среди современных музыкантов полно таких Шопенов, которые делают гениальные вещи, но всю их творческую жизнь это одни только вальсы или мазурки. Это же можно умом тронуться. И вот как только мне становится скучно, я начинаю искать что-то новое, если бы мне не становилось скучно, в результате не было бы ни театральной музыки, ни киномузыки, не было бы ни электронных проектов, которыми я занимаюсь. Я бы сидел и просто выпускал альбом за альбомом, может быть, я был бы гораздо более известен и финансово благополучен, чем сейчас, хотя в принципе я не жалуюсь. Но это была бы уже совсем другая история.

 дима11

Какими творческими достижениями ты гордишься к настоящему моменту?

К настоящему моменту я очень горжусь тем, что в принципе за вот этой всей работой, мне все-таки хватает усидчивости и сил для того, чтобы делать свою собственную музыку. Каждой из своих песен я горжусь, потому что это очень интересный кусок работы, с которым я занимался с большим энтузиазмом и получал удовольствие от самого процесса работы над этой музыкой. Я очень горжусь своей театральной музыкой. Музыка для спектаклей — эта была для меня такая новая сторона и там я очень многому научился. Слушая свою старую музыку, я уже понимаю, что сейчас я не делал бы так, я делал бы гораздо интересней. Я очень горжусь своей музыкой к фильму “Выше неба”, потому что это был такой очень мощный и интересный продукт. Имеется в виду не сериал, который потом сделали, а именно полнометражная рабочая версия, которую мы, к сожалению, не смогли довести до ума в силу определенных обстоятельств, но которая сейчас существует в интернете и ее можно посмотреть.

Одна из последних моих гордостей это моя музыка к новой программе белорусского цирка. Тоже очень интересная работа. С цирковыми артистами я сотрудничал вообще впервые, и там каноны работы кардинально отличаются от всего, что я делал до сих пор, потому что это достаточно длинные пятиминутные номера, которые строятся как хореография, получается, что фактически в начале работы у вас нет еще ни музыки, ни номера и вам нужно их вылепливать каким-то образом, совмещая то, что будут делать артисты, артистам понимать, что будет в музыке, а музыка тоже еще не написана. Это было очень интересно. С удовольствием бы повторил еще несколько раз этот опыт.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
РЕЦЕПТЫ ТВОРЧЕСТВА
Похожие записи

Добавить комментарий